Балетки: история создания и современность
История создания балеток и современная мода
Что такое балетки? Определение
По определению Википедии, балетки – это классическая модель женских туфель с закрытым носком на плоской подошве или с маленьким устойчивым каблуком.
Балетки – лодочки, прообразом которых были пуанты. Балеринам нужна обувь с максимально тонкой подошвой, чтобы они чувствовали пол и выгибали стопу. В отличие от других фасонов обуви в балетных туфлях нет разницы между правой и левой ступнями: они создаются так, чтобы садиться по ноге.
Происхождение балетных туфель
На заре эры балета танцовщицы выступали в тяжелых париках и туфлях с пряжками, тогда как мужчины могли свободно прыгать по сцене в трико. Но к XVlll веку женщины начали получать главные роли, и поэтому их балетные туфли просто обязаны были измениться.
К XIX веку, когда художники и поэты, исповедовавшие романтизм, жаждали видеть своих муз воздушными, в балете появились мириады нимф, фей и девушек-лебедей. Все они, по определению, должны были парить над землей, так появился танец на пуантах. Считается, что в 1832 году Мария Тальони первой станцевала весь балет – «Сильфиду» – на кончиках пальцев.

Так как танцовщицы пытались создать иллюзию парения, появились особые балетные туфли, помогающие им двигаться. Розово-телесный цвет ткани создавал впечатление непрерывности потрясающих линий тела. Балетные туфли шили из нескольких слоев мешковины и холста, пропитанных клеем для жесткости, и покрывали сверху атласом. Низ такой обуви – это три кожаные и картонные стельки, склеенные вместе и прошитые.
В мыске пуантов есть деревяшка, закрытая прокладкой из овечьей шерсти, которая позволяет балерине выполнять пируэты и арабески на кончиках пальцев.
Самым известным поставщиком балетных туфель был Сальваторе Капецио (Capezio), родившийся в Италии и эмигрировавший в Америку в 1880-х годах. Он стал сапожником и открыл мастерскую в Нью-Йорке на углу Бродвея и 39-й улицы. Мастерская была расположена напротив Метрополитен-оперы, и вскоре он уже чинил разнообразную театральную обувь, включая пуанты. Считая, что он сможет улучшить их конструкцию, Капецио начал выпускать собственную модель. Она оказалась настолько удобной, что в 1910 году ее приобрела прима-балерина Анна Павлова, а потом купила ее для каждой балерины из своей труппы.
Компания Freed of London Ltd была основана в 1929 году и со временем стала самым крупным производителем пуантов в мире, производя до 1000 пар в день для требовательных балерин, которые, как известно, изнашивают более пяти пар в неделю. И еще одно известное имя: Якоб Блок (Jacob Bloch) начал шить вручную балетные туфли в 1932 году. А широко известная компания Repetto появилась в 1947 году Госпожа Роза Репетто по просьбе своего сына, танцора и хореографа Ролана Пети, решила создать более удобные балетные туфли. Она придумала новый метод шитья, инновационную технику «прошить и вывернуть».
В этом случае стежки выполнялись под подошвой, которую потом выворачивали с изнанки на лицо. Эта техника соединения подошвы и верха обеспечивала стопам невероятный комфорт. Говорили, что у танцовщиков создавалось впечатление, будто они босиком. Рудольф Нуриев на протяжении всей карьеры носил туфли Repetto за исключением одной изношенной пары от Gamba, которая была продана на аукционе Christie’s в 1996 году за 18 619 долларов США.
Когда и почему балетки стали модной обувью
Американский дизайнер Клер МакКарделл (Claire McCardell) одной из первых поняла, что балетные туфли могут быть модными. Она решила использовать балетные туфли от Capezio в своей коллекции 1941 года и попросила дизайнера добавить к ним твердую подошву. Когда в универмаге Lord&Taylor начали показывать модели дневной обуви на основе балетных туфель, их назвали балетками.
Впервые балетки появились в моде как обувь восставших тинейджеров 1950-х годов, когда их носили битники. молодые люди, впитавшие идеи экзистенциализма философа Жан-Поля Сартра и битниковской прозы писателя Жака Керуака, искали новые формы выражения в одежде. Она должна была символизировать недостаток понимания, с которым подростки столкнулись во взрослом мире. Это чувство ярко выражено в поэме Алана Гинсберга «Вопль» 1955 года.

Культурным воплощением стиля стала кинозвезда Брижит Бардо, которую писательница Симона де Бовуар, исповедовавшая идеи феминизма. назвала «лучшим образцом освобожденной женщины в послевоенной Франции». Бардо занималась балетом и знала о репутации Repetto.
Получив роль свободолюбивой Жюльетты в первом фильме режиссера Роже Вадима «И Бог создал женщину» (1956), она попросила компанию создать для нее специально адаптированные балетные туфли с долговечной подошвой. которые можно было бы носить днем на улице. В результате получились красные балетки «Золушка», которые Бардо носила на экране и в жизни, сочетая их с брюками-капри и полосатой тельняшкой. Этот наряд стал олицетворением залитых солнцем пляжей Сен-Тропе.

Фирма Repetto вышла за рамки нишевого бренда, выпускающего балетную обувь, и была готова войти в основное направление моды, предложив образ для тысяч молодых женщин. В балетках сохранились некоторые элементы балетных туфель, например, кайма из ленты по краю низко вырезанных лодочек и сборка спереди на союзке. Балерины использовали шнурок, чтобы подогнать туфли по ноге, но в балетках он превратился в декоративный бантик, который в наши дни остается фокальной точкой балеток.
Знаменитости продолжали носить балетки. В 1957 году голливудская икона Одри Хепберн в фильме «Забавная мордашка» сыграла девушку-битника, ставшую топ-моделью. Хепберн сомневалась по поводу своего экранного гардероба. Перед ключевой сценой она пожаловалась режиссеру Стэнли Донену, что белые носки и балетки привлекут внимание к ее крупным ступням. Донен настаивал, объясняя, что носки позволят камере сфокусироваться на движениях ее ног во время главной сцены с песней и танцем, которую снимали в джаз-клубе Left Bank.
Хепберн поддалась уговорам, и, когда фильм вышел на экраны, отправила Донену записку с извинениями: «Вы были правы насчет носков. С любовью, Одри». Вне экрана Одри носила балетки от Capezio и Сальваторе Феррагамо, не изменяя этому лейблу с 1954 по 1965 год. Феррагамо сшил ее любимые балетки из черной замши с низким овальным каблуком и на тонкой твердой подошве.

Модель чем-то напоминала мокасины американских индейцев. К концу десятилетия балетки словно предсказывали предстоящее нашествие юности в моду. Мюли и высокие каблуки казались старомодными, вульгарными и претенциозными по сравнению с этой молодежной обувью. Но, по иронии судьбы, именно 60-е стали концом царствования балеток. Их женственная мягкость оказалась неуместной в моде, вдохновленной поп-артом и шиком уличного стиля.
Балетки в моде 80-х и 90-х годов
Но балетки снова вернулись в моду в конце 1980-х годов. Этому способствовало то, что Диана, принцесса Уэльская, на фото часто появлялась в них. В 1991 году дизайнер обуви Франко Фьерамоска (Franco Fierгamosca) запустил собственную линию, и влияние Дианы стало очевидным, когда он сказал: «Балетки из бледно-розовой замши выглядят утонченными и подходящими для леди. Когда я создавал их, меня вдохновлял образ леди Дианы, поднимающейся в самолет.

На ней были узкие габардиновые брюки и блейзер. И вы могли бы подумать, что к такому наряду подошли бы мужские ботинки, но ее балетки выглядели феноменально!» Изящные линии балеток Дианы от ее любимого лейбла French Sole cтали контрапунктом минималистских линий моды 1990-х годов. Они подходили и для непринужденного стиля гранж очетались и со стилем гранж-рок из Сиэтла, и со свободной ayрой Кейт Мосс, когда она снималась в рекламе для CK1.
French Sole – мировой лейбл, который начинал в 1989 году как компания торговли по почте, основанная дизайнером Джейн Винкворт (Jane Winkworth) для продажи исключительно балеток. Благодаря патронажу принцессы Дианы лейбл оказался достаточно успешным, чтобы в 1991 году открыть свой первый магазин в Фулхоме (Лондон). Компания производит балетки с более чем 500 сочетаниями цветов, текстур и фасонов. Они сохраняют вид оригинальных балетных туфель, но у них функциональная прочная подошва и разнообразный верх, от шкуры пони с модным леопардовым принтом до плетеной бронзовой кожи. Балетки садятся по ноге так же, как пуанты прима-балерин. Их модели «Low-cut» и «Нenrietta» носят Кейт Мосс, Мадонна и Сиенна Миллер.
Балетки становятся классикой городской моды
«Возможно, [балетки] привлекают приверженцев шлепок последних лет».
Ричард Оливер, Nine West Group
В 2000-х годах балетки стали городской классикой, и свои версии запустили большинство брендов, включая Lanvin, Tory Burch, Miu Miu, Chloe, Marc Jacobs и Pretty Ballerinas. B 1999 году фирму купил Жан-Марк Гоше Jean-Marc Gaucher), в прошлом глава Reebok (Франция). Он возродил этот оригинальный бренд благодаря сотрудничеству с Кarl Lagerfeld, Kenzo и Сomme des Garçons.




В 2009 году в моду вошли оригинальные балетные туфли от Gandolfi, которые были замечены на ногах певицы Эми Уайнхауз. Они были необычными, их грациозная форма и нежно-розовый цвет совершенно не соответствовали саморазрушению певицы.

К 2010-м годам балетки стояли особняком среди множества шпилек. Они классический пример обуви, выдержавшей испытание временем, сумевшей перейти со сцены на улицы.
Обновлённые балетки в наши дни
Казалось бы, забытые на несколько лет изящные и женственные балетки с трудом впишутся в современные гардероб, где господствуют оверсайз, спорт-шик, аутлейжер и унисекс. Тем не менее, они триумфально вернулись в сезоне Весна Лето 2021, и, как оказалось, запросто сочетаются с брюками карго и спортивными костюмами.

При подготовки статьи были использованы материалы из книги “История обуви” Кэролайн Кокс.